Гайд по Manor Lords для новичков: строительство города, быстрый старт, требования хозяйств, достаток и казна, как торговать, как наладить производство?
Вышедшая в апреле 2024 года в ранний доступ Manor Lords — экономическая градостроительная стратегия-варгейм, чье действие развивается в раннем Средневековье. Игрок получает надел земли, который должен превратить в центр собственной империи, не имея на старте практически ничего. В этом гайде объясняем, как это сделать.
Гайды по Manor Lords
Если вы фанат стратегий, то разобраться в Manor Lords — по крайней мере в версии раннего доступа — не составит труда. Более всего она напоминает микс ANNO, Frostpunk и SimCity с вкраплениями боевой системы Total War. Заметим, что Manor Lords не копирует идеи в лоб, а идет своим путём. Многие вещи в ней работают иначе и эти отличия мы также отметили в гайде.
Цели и задачи игрока в Manor Lords
В основе геймплея — строительство большого города, полного жителей (семей). Чем он шире, тем больше налогов можно собрать и тем больше солдат можно набрать. Город не может обойтись без жилья для населения, центров социального взаимодействия, таких как рынок и церковь, а также построек обеспечения, вроде колодца для воды, полей, ферм и зданий своеобразной промышленности. Всё это придется строить.
Игрок напрямую управляет жителями — расставляет их по постройкам или снимает для какого-то важного дела, вроде сбора урожая или строительства новых зданий. Свободные граждане не должны сидеть без дела, всех надлежит пристроить. На приток новых семей влияет удовлетворенность имеющихся и общая безопасность: чем эти показатели выше, тем охотнее жители будут переезжать к игроку. Крепостного права в Manor Lords, увы, нет. Не обеспечили людей жильем, едой или дровами к зиме — и они уже недовольны, чего-то бузят и переезжают в более благополучные города. Тот же эффект будет, если разбойники совершили налет и сожгли половину города.
Жители города разделены по классам развития: колхозники-разнорабочие, множество ремесленников, купцы и богатеи. Каждый класс дает бонусы к развитию города и заполняет (или нет) баланс спроса и предложения рабочей силы. Чем выше уровень населения, тем больше потребностей нужно заполнить. Движение между классами невозможно без заполнения потребностей каждого отдельного дома.
Город стоит на земле, обладающей некоторым набором и объемом ресурсов, их все нужно добыть и переработать до последнего этапа, так как конечный продукт стоит существенно дороже сырья, из которого его делают. Полученные от торговли деньги также идут на развитие города и укрепление власти игрока через создание замка феодала, созыв его дружины и т.д.
Безостановочное развитие и является главной целью Manor Lords, по крайней мере, пока она была в раннем доступе. Не упускать ни секунды, не пропускать возможность что-то построить за свободный ресурс. Чем быстрее идет застройка, чем больше приезжает жителей и ресурсов перерабатывается, чем выше обеспечение народа, чем шире торговые маршруты и объем торговли, тем быстрее можно претендовать на новые территории. Остается их захватить у другого феодала и повторить цикл развития.
Начало игры
Как положено жанровым каноном, всё начинается через создание новой игры в отдельном меню. Но, когда Manor Lords только вышла в ранний доступ, единственным важным аспектом этого меню был выбор и настройка уровня сложности. Мы рекомендуем на первом этапе пройти сценарии («Путь к процветанию», «Да будет мир», «На грани»), а затем играть в песочницу («Необременительный») или запускать игру с ИИ-соперниками («Стандартный»).
В раннем доступе на выбор была одна, пусть и весьма обширная карта мира, состоявшая из 9 регионов. Скорее всего, этот выбор останется и с релизом полной версии. Регион для старта определялся случайным образом, как и расположение ресурсов, делая старт в одних случаях сложнее, в других проще. Строить можно только в начальном регионе, остальные 8 придется разблокировать.
Определение позиций на карте
Появляется игрок на карте не с пустыми руками. В наличии палаточный лагерь для 5 семей, 1 вол для перевозки грузов, набор продовольствия и ресурсов для строительства на первое время. Но прежде надо понять, где расположены богатства в этом краю. Прежде всего определить места произрастания злаковых и воды. Для этого:
- поставьте игру на паузу (кнопка «Пробел»);
- откройте меню строительства, справа появятся фильтры (текстом);
- прокликайте все фильтры и найдите места для полей пшеницы, полей ячменя, грунтовые воды;
- учтите, что в будущем вы сможете вырубить все леса, мешающие строительству;
- многие здания можно перенести за небольшую плату, а другие дешевле разрушить и построить на новом месте;
- для строительства города вам нужны такие места, где НЕ растет пшеница, ячмень, а грунтовые воды проходят рядом (но не стройте под ними ничего кроме колодцев).
Для первичной разметки используйте дороги — расчертите ими места, где будут поля пшеницы, ячменя, и где есть грунтовые воды. Вы можете проводить дороги по всему региону, наличие леса не будет препятствием. Вдобавок, дороги ускоряют движение и строятся моментально, ничего не стоят, используйте это.
Определив все места и расстояние от палаточного лагеря до будущего города, оцените, стоит ли начинать в этом регионе или лучше перезапустить игру. Из-за рандома стартовая позиция и позиция города могут быть на значительном удалении, а полный переезд займет время, критичное на старте. Например, в одной сессии нам сразу попалось удачное место. В другой сессии пришлось откочевывать ближе к ресурсам.
Разметка города
Скорее всего, со старта не получится сразу заложить город в идеальном месте. Например, часть карты будет занята лесом, который еще предстоит вырубить. Стоит избегать и слишком длинных путей сообщений между домами, сырьем и производствами — в начале игры это только замедлит развитие, так как NPC должны физически пройти от одной точки до другой, чтобы доставить товары.
Выберите такое место, чтобы в нем было достаточно пространства для города на перспективу и он не уперся в поля или другое естественное ограничение, вроде живности или ягод внутри леса. И начинайте строить там свою первую базу-городище, максимально сократив все расстояния.
Проще и разумнее всё разместить на одной улице, с одной её стороны будут жилые дома, с другой стороны — церковь, рынок, здания торговли ресурсами и животными, и прочие производства.
Быстрый старт в Manor Lords
На обычной сложности игры уже в самом начале ресурсов будет достаточно, чтобы отстроить весь необходимый минимум. Порядок действий следующий:
- Постройте лагерь лесорубов. Лес — основной строительный материал в игре;
- Улучшите палаточный лагерь. Это нужно, чтобы не получить штраф к довольству и разместить семьи в более комфортных условиях;
- Передвиньте «привязную стойку» погонщиков волов (выглядит как столб из земли) от стартового лагеря к городу, так как все габаритные и тяжелые грузы, вроде бревен, жители таскают при помощи волов, забирая и возвращая их на стойку. Вы потеряете много времени, если вола будут постоянно гонять на дальние расстояния;
- Назначьте 2 семьи в лагерь лесорубов. Остальные 3 продолжат заниматься строительством;
- Постройте амбар. Это хранилище продовольственных товаров, вроде мяса, зерна, муки, ягод и прочего;
- Постройте склад. Это место, где хранятся все остальные ресурсы, нужные городу: бревна, доски, руда, металл, кожа и одежда из неё, а также многое другое;
- Назначьте всех свободных жителей на амбар, затем на склад, чтобы перенести стартовые ресурсы внутрь этих зданий и не дали им пропасть. Как закончат, снова освободите их;
- Постройте хижину собирателей. Разместите её между амбаром и поляной с ягодами;
- Установите лагерь охотников. Поставьте его между амбаром и логовом диких животных;
- Назначьте 1 семью собирать ягоды. Остальные 2 продолжат заниматься строительством;
- Постройте церковь. В это здание не нужно никого назначать в начале игры, достаточно только построить и эффект распространится;
- Постройте 5 домов для семей. Пора переезжать из лагеря в нормальное жилище;
- Распределите свободные семьи по другим задачам. Например, охота и разделка шкур.
- Постройте рынок. Это здание не требует каких-то ресурсов и ручного строительства, вы только очерчиваете границу, а магазинчики внутри него появятся сами по себе.
Постройки выше и составляют тот минимум, что нужен в начале игры. Теперь население почти готово к переходу на второй уровень. Осталась только пара нюансов.
Требования хозяйств и как их обеспечить?
Кликнув на хозяйство, можно увидеть его запросы на данном уровне. Сами требования поделены на две части — удобства (доступ к воде, выпивке, духовности и другое) и предложения на рынке (топливо, еда, одежда и другое). Удобства обеспечиваются через строительство зданий (колодец, церковь) и поставку на склад (корчма).
Предложения на рынке жители находят сами, но товар должен быть поставлен на рынок кем-то с самого производства. Как только вы закрываете все требования, можно перевести хозяйство на следующий уровень.
Что происходит на втором уровне развития? Хозяйство теперь начинает платить налоги, но главное — открывается возможность превратить часть крестьян в ремесленников, а их хозяйство в мануфактуру. Ремесленники производят большой набор потребительских товаров: одежду, плащи, стеганки, щиты, оружие и многое другое, потребляя немного ресурсов со склада. Также ремесленники уходят с рынка труда и вы больше не сможете распределять их по зданиям.
Размещение рынков и управление их работой повлияет на эффективность распределения ресурсов и товаров в городе. Следите за запасами и размещайте рынки так, чтобы они максимально удовлетворяли потребности населения.
В итоге переводить всех жителей в ремесленников не стоит, достаточно 30% от общего числа хозяйств. Обращаем внимание, что добавить пристройку можно и хозяйству первого уровня, но в начале игры делать этого не стоит — лучше потратить средства на торговлю.
Две бухгалтерии Manor Lords
Внимательные фанаты уже заметили, что речь до сих пор не зашла про деньги — ключевой ресурс экономических и градостроительных стратегий. Это не случайно, ведь на момент раннего доступа деньги не играли такой уж большой роли в Manor Lords. Особенно в самом начале. Тем не менее в Manor Lords две системы денег:
Достаток региона (слева) — ключевая система денег, определяет общий бюджет. Достаток вы получаете от налогов с жителей второго уровня, когда продаете товары в лавке торговца или на международном рынке. И тратите, когда покупаете овец, лошадей и мулов, а также открываете торговые пути по крупным сделкам.
Казна (справа в углу) — производная от достатка денежная система, так как пополняется только от налогов с податного населения. За деньги можно нанять ополчение из крестьян города или наемников со стороны, вести дипломатию и заселение новых регионов. Также, чтобы пополнять казну, нужно построить усадьбу феодала и налоговый пост к ней.
На начало игры достаток региона в Manor Lords составляет 50 единиц, а в казне феодала — 0. Вы можете увеличить достаток не дожидаясь момента, когда у вас появятся граждане второго уровня. Способ один — продавать ресурсы на внешние рынки через торговый дом.
Когда вы откроете следующий уровень города, Вас наградят выбором перка. Рекомендуем тот, что связан с торговлей, чтобы каждый новый торговый путь стоил 25 достатка.
Как учредить торговый путь и заработать деньги в Manor Lords?
Процессом торговли с внешними регионами организован через торговый дом, в русской локализации известный как «Фактория». Завершив базовое развитие и набрав 7-8 жителей города, можете её построить. Сам процесс торговли стоит объяснить отдельно из-за меню со множеством мелких иконок и надписей.
Итак, выбираем Факторию, открываем вкладку «Торговля», выбираем одну из 6 (в раннем доступе) категорий товаров. Далее изучаем таблицу. Крайний левый столбец определяет флаг товара — ввозить, вывозить, не торговать. Далее идет тип товара и объем на складе. Если в поле ввода между «-» и «+» задать значение, то оно определит лимит продажи или покупки товара. Например: на складе 37 единиц, флаг «вывоз» и лимит 10, то будет продано 27 единиц товара. Если на складе 0, а флаг «ввоз», лимит — 9, то будет куплено 9 единиц товара.
Крайний правый столбец — самый для нас интересный. Так-то здесь содержится две кнопки и значение между ними, например, 25. Как видно на скриншоте, у нас открыт торговый путь для кожи. И тут внимательно:
- сперва нужно купить право открыть торговый путь. Для этого я затратил те самые 25 единиц Достатка. Купить право можно, нажав самую правую кнопку в таблице.
- торговый путь еще не открыт — осталось нажать кнопку слева от ставки и подтвердить действие по открытию торгового пути. Только теперь начнется движение купцов за этим товаром в вашу торговую лавку.
Можно ли торговать без открытия торгового пути? Можно и даже нужно, но лучше сбрасывать излишки, если они накопятся, чем продавать на постоянной основе, так как цена будет бросовая, а семьи потратят время на их производство. Например, за 1 ед. доски вы получите 2 ед. достатка, тогда как за 1 ед. кожи 6 ед. достатка, а за 1 ед. черепицы 8 ед. достатка. Очевидно, выгоднее потратить доски на собственное развитие, наладить производство той же черепицы, и за её счет отбить расходы.
Как наладить производство?
В раннем доступе Manor Lords предлагала классическую схему, которая повторяется в десятках стратегий: добываем руду/глину на карьере; дерево/кожу в лагере; шерсть/зерно на ферме — поставляем на склад или предприятие переработки. Через время получившийся продукт (металл, черепица, одежда, еда) возвращается на склад или распределяется по другим предприятиям.
Обычно предприятие трудоустраивает от 2 до 8 работников, причем один или два могут реализовывать продукцию другим семьям на местном рынке, а работать придется кому-то еще. Поэтому, чтобы хорошо наладить производство, нужно хотя бы 16-18 семей, иначе неизбежно произойдет выпадение или из торговой сети, или из производственной части.
Что касается логистики, то она проста. Легкие товары — дрова, шерсть, зерно, мясо, ягоды и прочее — люди переносят сами. Тяжелые — деревья, доски, глину — используя вола. Чтобы логистика работала без задержек, придется прикупить еще 3-4 волов и добавить несколько «привязных стоек», обеспечив их погонщиками волов. Не забудьте связать все постройки сетью дорог.
Нужно ли воевать с разбойниками и как это сделать?
Разбойники в Manor Lords доставят вам немало проблем: от банального воровства ресурсов в самом начале до жестоких набегов со сжиганием половины города ближе к середине. Не получится собрать несколько отрядов солдат для защиты от разбойников в самом начале — просто не будет нужного вооружения. Но все ещё есть два варианта, и оба связаны со строительством усадьбы феодала.
После её постройки можно созвать группу соратников феодала — хотя бы 5 человек. Этого хватит, чтобы разгромить базовый лагерь разбойников, но стоит избегать прямого столкновения с ними. Приходите в лагерь тогда, когда там никого нет, и забирайте золото для Казны, что пригодится для расширения арсенала и развития территорий. Альтернативный призыву на службу вариант — построить сторожевую башню. Она сразу даст защиту от нападений.
***
Это были основные аспекты, которые новичкам нужно знать в Minor Lords. Играли ли вы в эту игру? Что можете посоветовать? Пишите в комментариях!