Гайд для новичков по Baldur’s Gate 3: как работает прокачка, броски и сражения, как поменять спутников, получить много квестов, выучить заклинания, обустроить лагерь и другие советы
С полноценным релизом Baldur’s Gate 3 игроки получили целый мир, наполненный тайнами, увлекательными историями и свободой выбора. Одного и того же результата можно добиться сразу несколькими способами, а от количества механик и возможностей разбегаются глаза. В этом гайде мы попробуем разложить основные моменты «по полочкам» и подскажем, на что обратить в первую очередь.
Чтобы охватить весь контент Baldur’s Gate 3 понадобится не одно и не два прохождения: 11 рас, 12 классов и 46 подклассов, сотни заклинаний и способностей, а также 2 миллиона слов в сценарии игры. Но мы постараемся сделать ваш старт более комфортнее и подскажем, что делать на первых порах и на что обратить внимание: разберем основные механики и ответим на частые вопросы.
Гайды по Baldur’s Gate 3
Как правильно создать персонажа
Начнём с создания персонажа. Подробно этот процесс мы разобрали в отдельном гайде, здесь же остановимся лишь на основных моментах. У каждой расы есть свои особенности и таланты, которые могут значительно повлиять на игровой процесс.
Но «запороть» персонажа в игре практически невозможно. Раса сильнее влияет на отыгрыш, чем на игровой процесс, а класс главного героя и его спутников можно сбросить практически в любой момент. О том, как это сделать, мы написали в отдельном гайде. Расу сбросить нельзя, но никто не мешает вам в нужных диалогах накинуть на себя заклинание «Изменение облика».
Если по опыту «настольной» D&D вы боитесь играть за барда или мага, спешим вас успокоить — барды в Baldur’s Gate 3 считаются одним из самых мощных и универсальных классов, а проблема с ячейками заклинаний (о которых мы еще поговорим) у магов отсутствует благодаря «фокусам» — заклинаниям, которые требуют только очки действий. Подробнее обо всём этом вы можете узнать в гайде по созданию персонажа.
Таким образом, вы можете спокойно и без излишнего планирования своего билда начать путешествие в Фаэруне. В зависимости от выбранного уровня сложности вас ждет как интересное и увлекательное путешествие, так и хардкорное испытание, которое потребует от вас смекалки и решимости в принятии нелегких решений.
Как работают броски, сражения и исследование мира
Тем, кто не знаком с проектами Larian Studios, а также в целом со вселенной Dungeons & Dragons, все эти «кубики» и пошаговая система боя может показаться несколько перегруженной.
Практически при каждом действии на экране выскакивают проверки, а любое мало-мальски важное решение или выбор в диалоге сопровождается подкидыванием «дайсов» (кубиков) с различным уровнем сложности. На деле же вся игра делится на несколько блоков, которые постоянно взаимодействуют между собой.
Система передвижения и боя
Вне боя вы управляете персонажем в режиме реального времени, в то время как все бои происходят «пошагово» — вы и ваши враги по очереди совершают ход. Порядок ходов зависит от показателя «Инициативы», который складывается из множества переменных.
Кубики инициативы можно увидеть в начале каждой битвы
Ход во время боя состоит из передвижения (у которого есть отдельная шкала), основного и дополнительного действий. В зависимости от особенностей активного персонажа есть и дополнительная «валюта», которая тратится для некоторых действий. Например, чтобы бард мог воодушевить союзника, ему потребуется дополнительное действие и «заряд вдохновения».
Интерфейс пусть и выглядит перегруженным, но на деле достаточно удобно сортирует все действия по требуемым затратам. Переключаясь между вкладками и наводя на действия, приемы и заклинания, вы можете увидеть, что конкретно требует тот или иной приём. Так, при игре за барда, вооруженного двумя одноручным арбалетами, вы можете отойти от врага (движение), выстрелить в одного противника (дополнительное действие), а затем применить заклинание (основное действие).
Со временем вы привыкните к этой системе, запомните свой арсенал и сможете проводить целые комбинации из способностей своего отряда.
Кстати, «Пошаговый режим» включается и отключается на «Shift+Пробел» — в открытом мире, где все происходит в реальном времени, его можно включить, чтобы обойти в скрытности врага или пройти между ловушками в подземелье.
Броски и характеристики — как работают атаки персонажей
Практически все действия — урон и шанс выстрелов и заклинаний, проверки на внимательность или взлом, вероятность убеждения или запугивания противников — в Baldur’s Gate 3 подчинены броскам кубиков.
Поначалу кажется, что всё это «лютый рандом», но достаточно быстро вы поймете, что шанс успеха строго зависит от уровня прокачки ваших персонажей и от их характеристик.
Разберем для начала сами «кубики», а затем то, как работают броски. Практически на всех предметах, оружии или способностях вы найдете приписку в стиле «Урон — от 3 до 11», а ниже — «1d8 + 3». Допустим, это пояснение для основной атаки рапирой.
«1d8 + 3» — это обозначение того, как игра будет высчитывать урон, который вы нанесли попаданием по врагу. В тот момент, когда вы атакуете гоблина, игра за вас кидает кубик и смотрит на результат. «1d8» означает, что она кинет 1 кубик с восемью гранями (d8), а после прибавит к результату 3 единицы урона. Вот и всё. Первое число в «1d8» — количество бросаемых кубиков. Второе — максимальный показатель, который может выпасть на оружии. При ударе громовой волной вы наносите «2d8» урона, кидая два восьмигранных кубика и складывая их значения.
Здесь в дело вступают характеристики. В зависимости от ситуации и навыков вашего персонажа, «+3» может смениться и на «+7», и на «+15». Например, мы играем за Плута, который хорош во взломе замков и хотим вскрыть сундук.
Для взлома этого замка нам нужно, чтобы результат был равен или был выше 10 — это сложность взлома. В диалогах, проверках на взлом и во многих других случаях кидается кубик «1d20». Это означает, что выпасть может значение от 1 до 20.
Но во время проверки мы увидим, что благодаря способностям персонажа к финальному результату прибавляют сначал два, а затем ещё два. Суммарный результат написан ниже.
Такие прибавки встречаются везде и зависят от того, чем примечателен ваш персонаж. Одни герои могут легко проходить проверки на внимательность и знание религии, другие способны наносить много урона благодаря высоким характеристикам (силе или ловкости) и навыкам боя.
Также по мере прокачки вы сможете получить доступ к особенностям, которые дадут мощные бонусы вашему персонажу.
Привалы: восстановление здоровья и ячеек заклинаний
О привалах и ячейках заклинаний мы подготовили отдельный гайд, в котором подробно разобрали этот вопрос. Если коротко — привалы делятся на короткий и долгий.
Короткий привал восстанавливает часть здоровья (примерно половину), ячейки заклинаний у чернокнижников и некоторые способности. Сделать такой привал можно два раза без затрат провизии.
Долгий привал требует 40 единиц провизии, но восстанавливает все ячейки заклинаний и способности, устраняет большинство дебаффов и восполняет «заряды» коротких привалов. Также стоит отметить, что после того, как вы нажали кнопку «Долгий отдых», наступает вечер и вы не можете покинуть лагерь, пока не поспите на лежаках.
Стелс и кража
Любой персонаж вашего отряда может перейти в режим скрытности. Для этого необходимо выбрать соответствующий значок на панели действий или же нажать на «C». После входа в режим скрытности поле зрения существ будет выделено красным.
Находясь в этой зоне, персонаж в некоторых случаях будет проходить пассивную проверку на успешность стелса. В случае провала вы «вывалитесь» из скрытности, а персонаж, заметивший вас, скажет что-то вроде «Что ты там задумал?» или «Прекрати». Естественно, если это враг, начнётся бой.
Сама проверка состоит из трех этапов. Сначала игра проверяет степень освещенности вашей позиции (её можно определить значку курсора в виде солнца).
Если вы полностью видимы, вас выкинет из режима скрытности сразу. Если область освещена наполовину, придётся пройти проверку, а если вы находитесь во тьме, проверку придется делать только в том случае, если NPC видит в темноте.
Проверка на скрытность похожа на бросок кубиков при взломе. Каждый раз, проходя её, вы бросаете кубик. К результату прибавляется бонус ловкости и навык скрытности. Противник же «прокидывает» на внимание. Если значение, которое выпало у вас, оказывается больше значения противника, вы успешно проходите проверку и остаетесь в скрытности до следующего «хода».
Находясь в скрытности, при взаимодействии с NPC вы можете нажать «ЛКМ» по персонажу, чтобы обворовать его. Удобнее делать это в пошаговом режиме, поскольку при открытом окне кражи игра не ставится на паузу и NPC может просто выйти из зоны взаимодействия или заметить вас.
Успех кражи зависит от ловкости персонажа и значения навыка «Ловкость рук». Выберите предмет, который хотите украсть. Значение, которое должно выпасть на кубике, будет указано правее поля «Цель». Нажмите на значок кубика, чтобы сделать проверку на успешность кражи и украсть предмет. Если вы провалитесь, NPC заметит это и начнётся бой. Сложность кражи зависит от размера и ценности предмета.
После того, как вы совершите кражу, отойдите от персонажа. Вскоре он обнаружит пропажу и начнет искать виновного. Не забудьте про сопартийцев — мы сталкивались с тем, что после кражи вор успешно избегал наказания, а разъяренный персонаж вступал в бой с его соратниками. Поискав некоторое время виновника, NPC успокоится и вы сможете продолжить дело.
Пассивные проверки
Во время диалогов, взлома замков и некоторые других действий персонаж совершает активные проверки. В таком случае перед игроком появляется экран, на котором высвечивается сложность и имеющиеся у персонажа бонусы. Чтобы сделать активную проверку, необходимо нажать на кубик и дождаться результата.
Пассивные проверки работают иначе. Они происходят в реальном времени. Если во время путешествия по миру персонаж попадает в зону действия пассивной проверки, он бросает кубик. Если внимательность или знание религии достаточно высоки, он успешно проходит проверку, а объект проверки становится доступен для взаимодействия.
Например, после успешной проверки на внимательность персонаж может заметить кучу земли, из которой можно выкопать сундук. Плут в подземелье может опознать ловушки (их можно обезвредить, только если заметишь), а маг в руинах старого города, пройдя проверку на историю, подсветит древнюю скрижаль или статую. В диалогах пассивные проверки тоже встречаются — при успешном броске они открывают новые варианты ответов.
Посмотреть навыки отряда можно нажав «Tab», перейдя на вкладку «Карточка персонажа» и выбрав пункт «Навыки». Если вы не можете пройти пассивную проверку на религию, откройте это окно и, выбрав персонажа с самым высоким значением, подойдите к объекту поближе, взяв в руки факел.
Таким образом можно даже без успешного прохождения проверки узнавать о ловушках в подземелье и растяжках на сундуках. Если при приближении к сундуку игра делает проверку на внимательность, скорее всего тот «заминирован».
Различные советы по игре: от особенностей сражения до скрытого в игре контента
Из-за обилия механик о некоторых моментах и аспектах игры многие узнают лишь ближе к концу путешествия. В этом разделе мы оставили множество советов, которые облегчат ваше прохождение или сделают игру интереснее.
Как использовать окружение
Помните, что в игре почти всё взаимодействует друг с другом. Окружающий мир — ваше оружие. Занимайте высоту, чтобы получить преимущество при стрельбе, скрывайтесь за укрытиями, обходите стороной обрывы и бочки с порохом, а также обращайте внимание на люстры и объекты, разрушив которых можно нанести урон противнику.
Также помните, что многие заклинания могут навредить не только врагам, но и союзникам. На замороженном участке и луже крови может подскользнуться каждый, а в пылу сражения рискуешь ненароком нажать слишком близко к союзнику и кинуть фаербол в него, а не в рядом стоящего врага. Думаем, многие видели, как «Громовая волна» отправляет в полет не противника, а бедных союзников.
Подобным кругом отмечены персонажи, находящиеся в зоне действия заклинания или снаряда
Исследуйте каждый уголок
Области, в которых персонаж может ходить, обозначены на карте черным контуром. Обращайте на это внимание, если хотите узнать, можно ли запрыгнуть на тот или иной камень.
Внимательно обходите локации — даже если издалека ничего интересного не видно, при приближении к скрытому проходу персонаж пройдет проверку на внимательность и проход активируется. При повторном старте в роще друидов мы открыли три мини-локации, в которые просто поленились зайти до этого.
Формируйте разношерстную команду
И речь не про бой. Во время исследования мира вам также понадобятся персонажи самых разных направлений. Зарезервируйте место под «переговорщика», «ловкача», «силача» и Волшебника:
- Переговорщик будет отвечать за проверки в диалогах;
- Ловкач (например, Астарион) позаботится о замках и ловушках, а также будет проходить проверки на внимательность;
- Силач понадобится, чтобы разбить дверь или пройти проверку на выносливость;
- Волшебник, благодаря разнообразным заклинаниям, которые он может менять вне боя, прикроет слабые места команды.
Если вы не хотите расставаться с каким-то персонажем, просто смените его класс, поговорив с Иссохшим. Состав отряда не обязательно должен полностью совпадать с тем, что мы привели в пример. Просто помните, что чем больше разнообразных навыков у вашего отряда, тем больше контента вы сможете пройти.
Не спешите вступать в сражение
Старайтесь решать всё словами. Это не только вознаградит вас опытом, но и откроет доступ к новым квестам и неожиданным заданиям. Если кровопролития не избежать, как это возможно в случае с Лагерем гоблинов при игре за «добро», постарайтесь сначала выполнить как можно больше заданий, прежде чем продвигаться по сюжету дальше.
Задержите курсор на строчках в диалоге
Если во время диалога вам необходимо пройти проверку на убеждение, запугивание или другое действие, наведите курсор на строчку в диалоге и подождите пару секунд. Появившаяся подсказка расскажет вам, насколько вы хороши в том или иной действии и сколько бонусных очков прибавляется к результату кубика.
Говорите с компаньонами
Чтобы продвинуться по романтической линии или узнать мнение ваших соратников по некоторым вопросам, общайтесь с ними. Вы можете сделать это в любой момент, а некоторые особо важные разговоры произойдут во время долгого отдыха в лагере. Над союзником в таком случае появится восклицательный знак.
Разница в уровнях — важна
Обращайте внимание не только на здоровье врага, но и на его уровень. Несмотря на то что при должной хитрости любого противника в игре можно победить, не получив урона, уровень в игре прекрасно демонстрирует опасность врага. Даже если у врага мало очков здоровья, это означает лишь то, что в его арсенале есть множество смертоносных навыков, которые могут ополовинить ваше здоровье за один ход.
Alt подсвечивает многое, но не всё
Alt — крайне полезная горячая клавиша. Она подсвечивает предметы на земле, а также сундуки и тела противников. Но стоит помнить, что Alt не подсвечивает «нестандартные» инвентари — книжные полки, столы, некоторые тайники. Перечисленные предметы интерьера могут таить в себе множество полезных вещей, поэтому чаще осматривайтесь и пытайтесь «открыть» как можно больше предметов.
Не спешите продавать всё
Лута в Baldur’s Gate 3 не просто много, а неприлично много. Оружие и броню врагов вы можете спокойно продавать продавцам, но подозрительные на вид и бесполезные на первый взгляд предметы продавать опасно.
Даже если они не подсвечены оранжевым, эти вещи могут являться частью скрытого квеста. Поэтому, если видите подозрительный предмет, которые встречаете впервые, лучше оставьте его в сундуке в лагере. Особенно если он имеет интересное название или лежал в необычном месте.
Пользуйтесь лагерным сундуком и сортируйте инвентарь
С инвентарем в игре есть некоторые проблемы — из-за обилия предметов различного типа в нем можно попросту потеряться. К счастью, игрок всегда может воспользоваться поиском.
Также на помощь приходит лагерный сундук, который не имеет ограничений по весу или количеству ячеек. Внутрь вы можете сложить множество кошельков и сумок, распределив по ним редкие вещи, припасы и снаряжение.
Не забывайте про автоматическую атаку при отходе от противника
Если вы вступили в ближний бой, при попытке отойти к персонажу от врага начнет тянуться красная стрелка. Она показывает, что при вашем движении враг совершит «атаку по возможности».
Избежать её можно с помощью различных навыков, заклинаний и предметов, но на первых порах аккуратно разрывайте дистанцию — атаку по возможности могут исполнить сразу несколько врагов и для этого им не потребуется ждать своего хода.
Не забывайте про отдых
Чтобы восстановить ячейки заклинаний и некоторые навыки, необходимо время от времени отдыхать. Не забывайте про эту опцию и делайте передышку, если не хотите тратить зелья или заклинания на лечение отряда.
Лечите сопартийцев зельями
Ещё одна неочевидная механика, доступная игроку. Если вы хотите вылечить отряд зельями или дать ему невосприимчивость к огню, не обязательно тратить сразу четыре склянки.
Достаточно нажать на «G», разделив отряд, поставить группу поплотнее друг к другу, а после метнуть (X) в центр отряда склянку с зельем. Она разобьется, а эффект подействует сразу на всех. Четырехкратная экономия! Правда, действует этот прием не со всеми зельями, и нужно экспериментировать.
Сохраняйтесь или не сохраняйтесь
Опыт и впечатления от прохождения Baldur’s Gate 3 сильно разнится в зависимости от того, загружаетесь вы в случае провала или нет. Мы предлагаем вам для начала пройти игру сохраняясь, но не перезагружаясь в случае неудачи, чтобы получить уникальное приключение, где каждое действие становится решающим.
Затем вы можете попробовать пройти игру повторно за другой класс и с другим составом отряда, попытавшись стать идеальным героем. Поверьте — ощущения будут совершенно разными.
Держите при себе лопату
Маленький, но очень важный совет. Игра помогает вам найти лопату на первых порах, но иногда можно проглядеть её и кусать локти от невозможности раскопать очередной сундук с ценным лутом. Чтобы избежать этого, постарайтесь как можно скорее найти лопату. Мы даже подготовили отдельный гайд, как это сделать.
Говорите с животными и мёртвыми, чтобы получить много квестов
В игре существуют два заклинания — «Разговор с животными» и «Разговор с мертвыми». Каждое из них скрывает за собой сотни различных квестов и мини-историй.
Многие животные выдадут вам настоящее задание, а применив к мертвым квестодателям «Разговор с мертвыми», вы можете неожиданно получить продолжение квеста. Так мы узнали о приданом от покойной крестьянки и получили нового товарища в отряд.
Что такое Вдохновение и где его искать
Очками Вдохновения мастера D&D награждают за хороший отыгрыш и интересные решения. В Baldur’s Gate 3 эта механика работает немного иначе. Совершая поступки, подходящие вашей предыстории, вы будете получать заряды Вдохновения, которые можно потратить, чтобы бесплатно перебросить кубики.
Например, Лаэзель может получить вдохновение, убив пятерых врагов за ход, а Актер вдохновится хорошим выступлением барда. Всего можно накопить 5 очков Вдохновения. Лишние заряды превратятся в очки опыта. Посмотреть текущие заряды можно на вкладке «Вдохновение» (P).
Частые вопросы по Baldur’s Gate 3
В этот раздел мы добавили вопросы, которые могут возникнуть у вас по ходу игры. Если вы не нашли здесь ответа на свой вопрос, оставьте комментарий и мы постараемся на него ответить.
Как освободить девушку из капсулы на корабле Иллитидов
Чтобы открыть капсулу и спасти девушку, необходимо использовать стоящий рядом терминал. Камень доступа к нему вы найдете в помещении выше, он называется «Потусторонняя руна» и лежит на теле у балкона.
Вернитесь к терминалу, активируйте его и выберите вариант «Вставить руну в паз». Затем пройдите легкую проверку на мудрость и прикажите капсуле распахнуться.
Варвары имеют уникальную возможность пройти проверку силы и просто разбить капсулу, но для этого придется постараться и настоять на этом варианте.
Как изменить сложность
В раннем доступе изменить сложность после начала партии было нельзя. На релизе у игроков появилась такая возможность. Достаточно нажать на «Esc», затем на пункт «Сложность» и выбрать вариант по вкусу.
По нашим наблюдениям, выбор в первую очередь влияет на бои — враги на высоком уровне сложности действуют слаженнее, имеют больше здоровья и активно используют предметы окружения.
Как передать персонажа другому игроку
При игре в кооперативе персонажи иногда достаются не тому игроку. Если это случилось с компаньонами, вы можете отправиться в лагерь, оставить там компаньона, а другой игрок возьмет его в отряд. Но можно поступить проще:
- Нажмите «Esc» и откройте вкладку «Сеанс игры». Появится меню «Менеджер сеанса»;
- Используя стрелочки, хост (владелец) партии может переназначить персонажей на различных игроков;
- После того, как вы правильным образом назначите отряд, не забудьте нажать кнопку «Применить», чтобы сохранить настройки.
Как учить заклинания
Некоторые классы, например, Волшебники, способны получать заклинания не только с повышением уровня, но и из одноразовых свитков. Для этого нажмите «Tab», перейдите на вкладку «Заклинания» и выберите пункт «Выучить больше заклинаний».
Каждый уровень заклинания обойдется вам в 50 золотых, поэтому, к примеру, заклинание «Дверь в пространстве» (IV), будет стоить 200 золотых. Но если волшебник относится к той же школе, что и заклинание, он получит скидку.
Если вы видите множество заклинаний, но не можете выучить их, сделайте активным персонажа-волшебника, откройте инвентарь и перейдите на вкладку «Заклинания». В таком случае в списке будут лишь те чары, которые еще неизвестны персонажу.
Как обустроить лагерь
В лагере герои восстанавливают силы и общаются. Его внешний вид зависит от локации, в которой сейчас находится отряд. Например, локации в Подземье, внутри храма гоблинов и около Рощи друидов будут различаться не только по оформлению, но и по наполнению.
Поэтому мы советуем не сильно обустраивать лагерь в лесу, скидывая все предметы в хранилище игрока. Сам лагерь по мере развития сюжета и появления новых спутников будет становиться все более оживленным и обжитым.
Как получить скидку у торговца
Цены у торговцев зависят от харизмы персонажа, который говорит с NPC, и от репутации отряда. Последнюю характеристику можно повысить, «вложившись» в торговца деньгами или ценными предметами.
Для этого откройте окно торговли, выберите режим «Обменять» в верхнем части экрана и положите ценные предметы или золото. Затем нажмите на кнопку «Обменять» в нижней части экрана и согласитесь подарить эти предметы. Отношение торговца повысится, а цены станут более выгодными.
Одно очко репутации стоит 10 золотых, а значит, полная прокачка обойдется вам в 1000 золотых. При этом, если с момента раннего доступа ситуация не изменилась, стоимость покупки снизится на 25%, а стоимость продажи увеличится на 30%.
Как спасти захваченных Каргой жителей в Заросшем тоннеле
О том, как выполнить квест с Каргой, мы подробно рассказали в этом гайде. Если коротко — старайтесь использовать заклинание «Сон» и выставите нелетальные удары оружием ближнего боя. Осторожно — противники сильные, к тому же один из них лечит других. Также стоит помнить, что заклинания и атаки оружием дальнего боя все ещё могут убить маски.
Какой максимальный уровень персонажей?
В раннем доступе максимальный уровень персонажа был ограничен четвертым. На релизе, с получение полного доступа ко всему контенту игры, разработчики увеличили этот показатель до 12.
По словам авторов, 12 уровень — максимальный из тех, что подходит под мир и механики игры. По механике D&D на 12 уровне персонажи начинают свой путь к обретению статуса полубогов, и повышение планки уровня до высшего значения означало бы полную переработку квестов и сюжетной линии игры.